ТРЕНДЫ ОБУЧЕНИЯ В 2021 Г.

В конце 2020 года вышла статья в Harvard Business Review, где приводятся должности будущего в сфере управления кадрами. Если кратко, то 100 директоров по кадрам и обучению, вице-президентов по персоналу и кадровой трансформации спрогнозировали, как изменится роль HR в ближайшие 10 лет. Как вы понимаете, изменения внутри нашей (основателей проекта Career Wave) профессии – это лишь следствие тех изменений, что уже происходят в мире корпораций и не только.

Вот некоторые примеры говорящих названий будущий профессий, которые могут многое рассказать о том, как мы с вами будем учиться и работать. К 2025 году уже должны появиться «координатор непрерывного образования», «менеджер по взаимодействию людей и машин», «координатор удаленной работы», «аудитор беспристрастности алгоритмов», «специалист по сбору данных о персонале», «координатор по взаимодействию чат-ботов и персонала», «начальник отдела реагирования на изменения трудового климата». Если пока все более, чем осязаемо и оправданно, то попробуйте себе представить должностные обязанности специалистов, которые появятся уже к 2030 году: «главный планировщик целей», «коуч по концентрации внимания», «аналитик сетевых взаимодействий персонала», «консультант по погружению в виртуальную реальность» и (внимание!) «менеджер по генетическому разнообразию».

Как вы понимаете, жизнь молниеносно меняется, а вместе с ней происходит серьезная трансформация сферы обучения. И моей тренерской профессии вместе с ней.

Сформулирую здесь те тренды в обучении, на которые, как говорит Пивоваров, я «обратила больше внимания, максимально субъективно, по возможности внятно и коротко».

1. Переход обучения в онлайн. Звучит не ново. Но недавно меня резанула кем-то высказанная мысль, что ОФФЛАЙН теперь - это ПРИВИЛЕГИЯ и удел избранных.

2. Диджитализация и автоматизация, перевод данных в цифровой формат, структурирование и усвоение знаний с помощью различных технологий (чат-боты, а не люди, шлемы виртуальной реальности, а не живые командировки).

3. Доступность информации, «мир без границ» в онлайне.

4. Всеобщее ускорение, сокращение времени на обучение, а значит и изменение методологий обучения в пользу экономии времени.

5. Непрерывность обучения как требование в том числе к людям «возраста счастья» (истории, когда пенсионеры поступают в ВУЗы, меняют профессию и начинают карьеру тогда, когда наши бабушки думали только о воспитании внуков).

6. Снижение корпоративных бюджетов на обучение, отказ от такого вида мотивации персонала, как инвестиции в его развитие (даже на хард скиллы выбивать средства все сложнее, работодатели ждут готовых специалистов, готовых прийти и реализовать конкретный рабочий проект).

Что все эти тренды значат для каждого из учащихся?

Во-первых, это значит, что теперь никто особенно не несет ответственность за ваши знания, навыки и способности, кроме вас самих. Наверное, останется институт наставничества на производстве. Но наращивать ваши навыки переговорщика или продажника, как это делали в 2000-х, уже вряд ли будут.

Во-вторых, вы сами можете учиться чему угодно: поступить онлайн в Гарвард или Массачусетский, сдать экзамены и получить диплом, не посещая классы. Можете даже не тратить средства на обучение, если будете готовы самостоятельно пройти всю программу по открытым источникам на сайтах университетов (об этом своем опыте, а также о том, как выучить 4 языка за 1 год подробно рассказывает Скотт Янг в книге «Суперобучение»).

В-третьих, в любой момент вы можете попробовать новую профессию, возможно, и потому, что ваша собственная устареет. А значит надо быть готовым учиться не только первую часть жизни.

В -четвертых, если вас вдруг пригласили на очное обучение – не отказывайтесь, возможно, это последняя возможность развития через личное взаимодействие. В статье Андрея Мовчана для Esquire (гуглите «Мир интровертов и технологий: как пандемия коронавируса изменит нашу жизнь — и двинет ее вперед») есть такие слова: «пандемия легитимизировала до того стигматизированную в обществе позицию интроверта… До сих пор большинство «тактильных» землян, которые любят общение, прикосновения, короткую дистанцию, имели преимущества и определяли норму. С 2020 года интровертность становится нормой наравне с «тактильностью» — и значит, система общения «на длинной дистанции» будет активно развиваться. Экстравертам придется приспосабливаться…». «Приспосабливаться учиться на дистанции»,- добавляю я.

В своем тренинге «Готовность к изменениям» я привожу цитату Деминга «Выживание не является обязанностью». Я и себе ее часто повторяю, когда хочется воспротивиться неизбежному. Потому телефон в карман на пробежку и успехов при наращивании как физических, так и интеллектуальных возможностей, компьютер подмышку в кафе и приятного аппетита при поглощении нового!

А где, чему и каким образом предпочитаете учиться вы?

Автор статьи - Талызина Анастасия